50 лет кубику Рубика
Культовая механическая 3D-головоломка "Кубик Рубика" была изобретена в 1974 году и в этом году отмечает свое 50-летие.
Грядущий выпуск драйверов R560 - долгожданный шаг в сторону более открытой экосистемы для пользователей и разработчиков Linux - также позволяет Nvidia лучше конкурировать с AMD. Давно пора.
На протяжении многих лет пользователи Linux ненавидели NVIDIA, ведущую компанию по производству графических процессоров (GPU). Почему? Потому что спустя годы после того, как все остальные компании открыли доступ к своим драйверам, NVIDIA отказалась это сделать. Она также не предоставила разработчикам ядра Linux данные, необходимые для создания драйверов с открытым исходным кодом. В результате пользователи Linux остались с проприетарными, второсортными драйверами. Теперь NVIDIA наконец-то открыла код драйверов GPU.
Ненависть - не слишком сильное слово. В известном интервью расстроенный Линус Торвальдс сказал: «Я также рад публично отметить, что Nvidia была одной из самых худших проблемных точек в наших отношениях с производителями оборудования, и это действительно печально, потому что затем Nvidia пытается продать чипы - много чипов - в Android Market. Nvidia была самой худшей компанией, с которой мы когда-либо имели дело. [Так что Nvidia, f**k you».
И, чтобы мы не забывали, в 2022 году банда вымогателей Lapsus$ угрожала утечкой файлов GPU Nvidia, если компания откажется «полностью открыть исходный код (и распространять его по лицензии foss) свои драйверы GPU для Windows, macOS и Linux, отныне и навсегда». Это не было обычным требованием выкупа.
Это не сработало, но NVIDIA полностью переходит на модули ядра GPU с открытым исходным кодом, приближаясь к рыночной стоимости в три триллиона долларов. Это знаменует собой серьезные изменения в ее давней - и, откровенно говоря, ошибочной - политике.
Этот переход начался в мае 2022 года с выпуском драйвера R515, который включал набор модулей ядра GPU Linux с открытым исходным кодом и двойным лицензированием GPL и MIT. Изначально этот релиз был ориентирован на вычислительные GPU для центров обработки данных, а GPU GeForce и Workstation находились в состоянии альфа-версии.
В течение последних двух лет NVIDIA усердно работала над улучшением этих модулей с открытым исходным кодом, добиваясь эквивалентной или более высокой производительности приложений по сравнению с их закрытыми аналогами. Компания также добавила существенные новые возможности, включая:
Эти функции не сильно помогут в достижении максимальной производительности в играх, но они могут помочь майнерам криптовалют или разработчикам искусственного интеллекта (ИИ).
С предстоящим выпуском драйвера R560 NVIDIA завершит переход на модули ядра GPU с открытым исходным кодом. Ожидается, что этот шаг пойдет на пользу сообществу Linux, обеспечив лучшую интеграцию с операционной системой и более активное развитие и поддержку сообщества.
Однако важно отметить, что этот переход не распространяется на все графические процессоры NVIDIA. Модули с открытым исходным кодом обязательны для передовых платформ, таких как NVIDIA Grace Hopper или NVIDIA Blackwell. NVIDIA рекомендует переходить на модули с открытым исходным кодом для GPU с архитектурами Turing, Ampere, Ada Lovelace или Hopper. Более старые GPU с архитектурами Maxwell, Pascal или Volta будут продолжать использовать проприетарный драйвер, так как они несовместимы с модулями с открытым исходным кодом.
Нужна помощь в определении того, что находится под капотом вашего компьютера? NVIDIA предоставляет скрипт оболочки nvidia-driver-assistant, который поможет вам. После этого вы можете установить CUDA Toolkit и соответствующие драйверы GPU с помощью менеджера пакетов вашего дистрибутива Linux.
Этот шаг NVIDIA - шаг к созданию более открытой экосистемы для пользователей и разработчиков Linux. Он также ставит NVIDIA в более выгодное положение для конкуренции с AMD, которая давно известна своим подходом к Linux с открытым исходным кодом.
Хотя это значительное событие, позвольте мне напомнить, что переход NVIDIA на открытый исходный код в настоящее время ограничивается модулями ядра. Компоненты пользовательского пространства драйвера остаются проприетарными, что означает, что полная интеграция с открытым исходным кодом, особенно для игровых приложений, может быть еще далека.
Пока технологическое сообщество переваривает эту новость, многие надеются, что это может стать началом более широкого перехода NVIDIA на открытый исходный код, что потенциально приведет к улучшению совместимости и производительности для пользователей Linux.
Культовая механическая 3D-головоломка "Кубик Рубика" была изобретена в 1974 году и в этом году отмечает свое 50-летие.
Компания Nokia объявила о расширении сотрудничества с Google Cloud, цель которого - предоставить разработчикам по всему миру необходимые инструменты сетевого программного обеспечения, чтобы они могли быстрее создавать инновационные корпоративные и потребительские приложения 5G для своих клиентов.
Компания Canonical официально представила Ubuntu Core 24, специализированный Linux для Интернета вещей (IoT) и пограничных вычислений.
Продолжаем добавлять языки программирования для Вас.
Впереди много интересного!
Только свежие новости программирования и технологий каждый день.
Комментарии