Тетрис - все еще победитель спустя 40 лет

В "Тетрис", классическую и захватывающую игру-головоломку, в которой нужно вращать и расставлять падающие блоки, сыграло не менее миллиарда человек. Она была изобретена 40 лет назад, и в честь этого события сайт BBC News на русском языке рассказывает историю о том, как "Тетрис" преодолел "железный занавес" и как в этом году он был окончательно "побежден".

В 1984 году Алексею Пажитнову было 29 лет, и с 1979 года он работал в Вычислительном центре Академии наук СССР в качестве научного сотрудника по распознаванию речи, где ему приходилось тестировать возможности нового оборудования. Кроме того, он получил доступ к компьютеру Electronika 60, на котором можно было разрабатывать игры.

Вдохновившись головоломками пентомино, в которых на одну геометрическую фигуру приходится 5 квадратов, Пажитнов остановился на 4 квадратах и ограничил количество фигур 7, а не полным числом (12) возможных вариантов. Фигуры падают в столбик, и игрок должен перемещать и поворачивать их, чтобы заполнить горизонтальные ряды. Пажитнов назвал игру "Тетрис" - слово, образованное из сочетания "тетра" (четыре) и его любимого вида спорта "теннис".

У Electronika 60 не было графического интерфейса, поэтому Пажитнов смоделировал поле и фигуры с помощью пробелов и скобок, а когда заполненные линии быстро заполнили экран, Пажитнов решил удалить их, создав ключевую часть геймплея Tetris. Вот как выглядела первоначальная концепция:

Первая примитивная версия, в которой не было ни уровней, ни подсчета очков, была готова 6 июня 1984 года, и почти полное отсутствие персональных компьютеров в Советском Союзе в то время не помешало распространению игры от одного компьютера к другому.

Несмотря на то, что закон об авторском праве в СССР лишал советских исследователей права продавать свои творения, Пажитнов хотел экспортировать "Тетрис". Обратившись за помощью к своему научному руководителю Виктору Брябрину, Пажитнов предложил передать права на игру Академии, и в 1986 году Брябрин отправил копию "Тетриса" венгерскому издателю игр Novotrade, что обеспечило его популярность в Венгрии и Польше.

О том, как "Тетрис", а затем и сам Пажитнов попали в США, на русском языке рассказывается в недавней заметке на BBC News. В нем рассказывается, что в 1989 году американский программист Хенк Роджерс, работавший в то время в Японии, во время деловой поездки в Венгрию наткнулся на "Тетрис" и оценил его рыночный потенциал. Чтобы получить лицензию, Роджерс отправился в Москву, где его водитель и переводчик отвезли его в "Электроноргтех", советское учреждение, занимавшееся импортом и экспортом оборудования и программного обеспечения, но отказались сопровождать его внутрь, сказав, что "ее туда не приглашали".

Как только ему удалось передать, что он заинтересован в покупке прав на "Тетрис", его тут же представили Алексею Пажитнову - в присутствии еще восьми человек, включая сотрудников КГБ. Хотя советским чиновникам было трудно понять концепцию авторских прав на видеоигры, которая в то время была для них во многом непонятна и совершенно чужда, Роджерс произвел на Пажитнова хорошее впечатление, и после недели переговоров был подписан контракт, гарантировавший советскому изобретателю нечто неслыханное - личную долю прибыли от всех продаж игры за рубежом.

В итоге обещанный поток доходов оказался ненадежным, но в середине 1990-х годов Пажитнов переехал в США, создал вместе с Роджерсом компанию и наконец начал получать роялти.

Тем временем "Тетрис" расцвел как игра не только на портативных консолях Nintendo, но и на всех мыслимых платформах и стал мировым феноменом. У игры есть сильная соревновательная привлекательность. В 2010 году был открыт чемпионат мира по классическому тетрису, в котором участники играли в версию "Тетриса" от Nintendo 1989 года на настоящих консолях Nintendo Entertainment System и ЭЛТ-телевизорах. Как мы сообщали тогда, в следующем году был снят документальный фильм Ecstasy of Order:The Tetris Masters. Соревнование продолжает жить в рамках выставки Portland Retro Gaming Expo, а его трофей был переименован в Jonas Neubauer Memorial Trophy в память об игроке, который семь раз становился чемпионом мира, но внезапно умер в 2021 году. Нойбауэру принадлежит заслуга первооткрывателя техники "гипертаппинга", которая позволяла игрокам добиваться невероятных результатов.

Тетрис преодолел новую веху на своем 40-м году жизни. Как сообщает BBC News (Россия), в январе 13-летний Уиллис Гибсон из Оклахомы прошел последний уровень в "Тетрисе", чего раньше добивался только искусственный интеллект. Еще несколько лет назад игроки считали, что в "Тетрис" можно играть только до 29-го уровня, но на самом деле игра продолжается до 157-го уровня, на котором она выдает ошибку и замирает. Используя гипертаппинг, Гибсон, занявший третье место на чемпионате мира по классическому тетрису 2023 года, добрался до 157-го уровня за 38 минут, выиграв игру и побив все существующие мировые рекорды. Поскольку игра закончилась крахом, его результат неизвестен.

Тетрис также представляет собой вызов для разработчиков, тысячи из которых на протяжении десятилетий создавали свои собственные версии. Одна из них, которая удостоилась чести попасть в репортаж I Programmer, - это Binary Tetris, которая поворачивает время вспять, не имея ни графики, ни счета, ни уровней - но зато она умещается в 140 байтах!

Тетрис - все еще победитель спустя 40 лет
Понравилась новость? Тогда не забудь оставить свой комментарий.
А так же, добавь наш сайт в закладки (нажми Ctrl+D), не теряй нас.
16 июня 2024 г.
44

Комментарии

Оставить комментарий:
* отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных

Читайте еще